Поразительно, но факт. Самые новаторские, необычные, оригинальные игры приходят на нашу родную и горячо любимую платформу с приставок. Вспомните GTA 3 и Vice City, Manhunt, Halo, и многие-многие другие шедевры. Именно они высоко подняли планку качества игровых проектов, именно они заставляли нас дни напролёт просиживать за монитором, жертвуя зрением и разбивая вдребезги клавиатуру и мышь. Я ни в коем случае не ругаю разработчиков PC игр за отсутствие всякого присутствия, нет. Но признайтесь себе, ведь многие оригинальные идеи, реализованные девелоперами в компьютерных играх, на самом деле оригинальными не являются, так как уже получили достойную реализацию в каких-то приставочных проектах. Наш сегодняшний пациент - игра, пришедшая к нам с X-Box, что само по себе указывает на её самобытность и оригинальность. Именно из-за этого я ждал её. Но было кое-что, что меня останавливало. Это игра по фильму. А по фильмам, как известно, хорошие игры не делают. Но я, на свой страх и риск, взял-таки заветную коробочку с длинной надписью "Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay". И знаете, что я вам скажу? Я ни на секунду не пожалел об этом. Итак… Столько всего хочется сказать, что я даже не знаю, с чего начать. Начну, пожалуй, с самого очевидного, с того, что заметно с первого взгляда - с графики. С уверенностью заявляю, что графика в Риддике - это лучшее, что я когда-либо видел. Ещё на этапе разработки здешние красоты сравнивали с Doom III. И знаете, не зря сравнивали. Лично мне кажется, что Великий и Ужасный теперь уйдёт, наконец, покурить. Выглядит Риддик просто безупречно, другого слова и не подберёшь. Всё окружение покрыто сверхчёткими текстурами, здешние модели по качеству и стильности исполнения легко заткнут за пояс зомбяков из Doom, световые эффекты и тени здесь нисколько не хуже, чем в хите от id. Плюс, абсолютно все объекты покрыты толстым слоем Bump-mapping'а и шейдеров, которые так и норовят красиво блеснуть на свету. Оговорюсь, что я сейчас разливаюсь соловьём о самом высоком уровне графики. Если выставить чёткость текстур и уровень ретушировки на минимум, вы получите нечто, соперничающее по красоте с первым Half-Life. Подкачали спецэффекты. Взрывы здесь невыразительные, огонь плоховат, зеркальные отражения так и просто убоги. Ну да ничего, на общем фоне этого почти не замечаешь. Также не произвела впечатления физика. Тела убитых дёргаются так, будто они лежат не на земле, а на высоковольтах. Хотя сквозь стены и окружающие объекты они честно не проходят ни одним полигоном. Угнетает монолитность окружающего мира. Интерактивность совершенно на нуле, ни один предмет нельзя пнуть, подвинуть, и вообще как-либо воздействовать на него. Даже в первом Half-Life с интерактивностью было получше. Зато дизайн уровней грамотный, не возникает ощущения пустоты или незаконченности. А вообще, на самом деле, всё это мелочи, на которые очень скоро перестаёшь обращать внимания. Потому что здешний игровой процесс просто не даст вам этого сделать. Геймплей представляет собой ядерную смесь стелс, ураганного экшена и… файтинга. Пару раз вам даже дадут поуправлять боевым роботом. Причём в каждую составную часть игрового процесса введено столько нового и интересного, что просто диву даёшься. Начнём с того, что разработчики почти не тронули, со стрельбы. Тут как раз всё стандартно - у вас есть пушка, есть противники. Что делать с этими двумя составляющими классических шутеров, вы знаете. Арсенал невелик - у вас имеется только скорострельный пистолет, шокер, автомат, дробовик, миниган и гранаты. Кое-что из этого, кстати, можно не только отобрать у врагов, но и купить у NPC. Это уже попахивает RPG, вам не кажется? Но что делать, когда все пушки отобрали, а врагов по-прежнему полным полно? Правильно, вы можете вступить с ними в рукопашную. В вашем распоряжении четыре вида ударов (одна из клавиш движения + кнопка атаки) и блок (правая кнопки мыши). Чтобы махать кулаками быстрее, нужно чередовать удары. Туториал говорит, что есть и какие-то комбо, только по мне куда удобнее просто жать на кнопки движения по часовой стрелке и лупить по левой кнопке мыши. Проще и веселее. Для облегчения нам жизни, кроме собственных кулаков у нас есть разнообразные ножи, заточки, отвёртки, дубинки и ставший уже родным обломок металлической трубы. Кроме того, у вас есть революционная возможность, подскочив к вооружённому супостату вплотную, направить ствол его же пушки ему в подбородок и снести бедолаге голову. Делается это очень просто - дождитесь, пока враг замахнётся на вас прикладом оружия, и лупите по кнопке атаки. Попробуйте, не пожалеете! Пользоваться всем этим придётся довольно часто, потому что огнестрельного оружия у нас часто не бывает. Почему нельзя забить до смерти одного противника, подхватить его автомат, выйти из-за угла и положить оставшихся? Всё очень просто. Каждая пушка в этом несправедливом мире имеет сканер ДНК. И если вашей дезоксирибонуклеиновой кислоты нет в главной базе данных, при попытке взять оружие вас просто дёрнет током. Такова жестокая реальность! Третий способ убиения недругов - свернуть незадачливому шею, подкравшись сзади. Вы можете спрятаться в тёмном углу, дождаться, пока противник пройдёт мимо, на карачках подползти к нему и нажать правую кнопку мыши - Риддик схватит несчастного за шею и заткнёт рот. Дальше есть два пути - либо вы тихо, чтобы никто не слышал, ломаете ему шейные позвонки кнопкой E и бросаете на землю, либо даёте ему позвать на помощь за секунду до смерти. Тогда все, находящиеся поблизости, противники, сбегутся посмотреть, что произошло, и кто кричал. Тут-то и им конец приходит. Трупы убитых можно оттащить в тёмный уголок, чтобы их не обнаружили. Как видите, выбор у вас большой. Делайте с врагами, что хотите, никто вас не ограничивает. Такая свобода действий просто опьяняет. А самое главное, что вы можете сами регулировать геймплей. Надоело стрелять? Пожалуйста, стройте из себя заправского хитмана. Надоело прятаться? Вот вам заточка, подстерегайте врагов за углами и режьте их на кусочки. А там снова захочется пушку в руки взять. Вот так игра и проходится, на одном дыхании, совершенно не надоедая. У врагов в карманах иногда лежат деньги, собрав энное количество которых вы сможете приобрести у некоторых дружественных NPC оружие, которые к тому же иногда дают вам побочные квесты. У Риддика есть неограниченная возможность видеть в темноте. Здоровье здесь восполняется с помощью специальных станций "Наномед плюс", работающих наподобие халфовских. В нескольких местах сюжет разветвляется, хотя концовка предусмотрена всего одна. Иногда, в разговоре с другим персонажем, можно выбирать реплики. Всё это, и ещё миллион приятных и оригинальных мелочей ждёт вас в этой великолепной игре. Звучит как реклама? Ну и ладно, в ЭТО просто надо поиграть. И пусть у игры высокие системные требования, пусть плохи спецэффекты, пусть интерактивности никакой, пусть хромает интеллект врагов.… Пусть. Зато вы ещё никогда не видели такого интересного, многогранного и гибкого геймплея, такой великолепной графики и такого стильного оформления. Браво, господа из Starbreeze, вы создали шедевр!
|